Людмила Судыка, бренд-менеджер, автор альтернативных образовательных проектов

Сегодня я расскажу вам об одном хулигане в детской литературе.

Я сама человек очень правильный, «положительный». А мои дети даже превзошли меня.

Может быть поэтому я обожаю, когда кто-то выходит за рамки общепринятого и позволяет себе озорства и хулиганства там, где их вообще не ждешь.

Речь о книжном иллюстраторе Игоре Олейникове.

У нас дома пока только 4 книги с его иллюстрациями, но я охочусь за остальными.

В чем их прелесть?

– Художник рассказывает свою историю, лично для меня, намного остросюжетнее, чем сам текст. В его рисунках сюжет развивается острее, я бы даже сказала, накаляется до предела. Часто он использует прием раскадровки (как при подготовке мультфильмов и кино). Это неудивительно, ведь начинал Олейников именно как мультипликатор.

Посмотрите, на эти рисунки – перед нами настоящий боевик!

– Еще он любит пошутить. И уж не знаю, то ли сразу целится во взрослых, которые будут с ребенком читать, то ли на равных шутит с ребенком. Но рецепт приготовления братца Кролика от Игоря Олейникова лучше самого Харриса для меня. На слове «влить коньяк и готовить без крышки на маленьком огне…» у моих детей начинается истерика смеха.

Или вот иллюстрация, где у братца Лиса в комнате сервирован стол на одного, с классическим натюрмортом: газетка-черный хлеб-бутылка… селедку видимо братец съел.

Теперь я не могу воспринимать Сказки Дядюшки Римуса в других издательствах, с другим иллюстратором.

Сам Олейников говорит про свои шалости так: «Мне интересно привносить свой взгляд, ещё интереснее ломать стереотипы, показывать, что классический подход – не единственно возможный, что в тексте могут быть другие уровни, что, в конце концов, положительный персонаж не так уж положителен, а отрицательный не так отрицателен».

Еще две книги у нас на около восточную тему: «Легенда о восточном календаре» и «Нианское чудовище».

Мне кажется, что можно ничего не рассказывать ребенку про Китай, но дать полистать эти две книги. При том, что сам художник говорит, что он «импровизирует на тему Китая», а не изучает скрупулёзно материал (узоры, орнаменты), на мой взгляд, чего-то более китайского, чем его «Нианское чудовище» сложно найти.

– Ну и третье, за что я его обожаю,  – это характеры. Они у него выпуклые, неоднозначные, многоуровневые, каждый со своими слабостями.

И ведь часто об этом в тексте ни слова. Но ты уже все понял, уловил, додумал.

У нас в стране, я заметила, сравнительно недавно стали популярны книги, где иллюстрации играют роль больше, чем текст.

Это и  СвенНурдквист с Петсоном, Беатрис Поттер с ее кроликом Питером, Джудит Керр и очаровательная кошка Мона.

Я вообще часто покупаю детские книги исключительно по обложке. Как и с вином, у меня этот принцип всегда работает.

А еще это отличный способ для «нечитающих детей».  Не хочешь читать – смотри, наслаждайся, радуй своего внутреннего эстета.

Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваш коментар!
Будь ласка, введіть Ваше ім'я