Людмила Судыка

У нас в Буче уже 6 лет живет известный художник, член Национального Союза художников Украины ИЛЬЯ ЯРОВОЙ. Его работы хранятся в Китайском национальном музее в Пекине, в частных коллекциях по всему миру и даже… у папы Римского.

Илья Яровой развеет все стереотипы вокруг своей творческой профессии.

Согласитесь, при слове «художник» у вас наверняка возникает образ богемного человека, в берете, вечно ищущего музу, который живет и работает впроголодь в холодной мастерской в ожидании признания его таланта.  Для дополнения образа не хватает только бутылочки абсента или другого напитка для погружения в иную реальность.

Илья оказался простым, открытым, душевным человеком. Напоил меня кофе в своем необыкновенном доме, подарил банку меда из собственной пасеки и рассказал про свою жизнь.

Мы расположились на втором этаже дома, который Илья спроектировал и построил сам. На первом этаже будущая мастерская художника со стеклянным потолком, а на втором живет семья, Илья с женой и двумя сыновьями.

Дом такой же удивительный, как сам Илья: полный света, со множеством ниш, переходов, открытых пространств.

Илья, ты всегда знал, что станешь художником?

Да, я в прямом смысле слова родился в мастерской. Мои родители оба художники – Анна Сергеева и Николай Яровой. У них для работы была мастерская в Сумах,  где я родился и провел много времени. Отец с детства давал мне возможность проявить себя в творчестве. Он вешал ватманы на стену, чтобы я пробовал разные материалы, акварель, уголь, карандаш, гуашь. Когда мне было 3 года, он отправил мои работы на международную художественную выставку в Париже, где я был самым молодым участником.

Как сильно влияет окружение на ребенка? Важно ли для формирования вкуса красивая архитектура вокруг, посещение выставок, музеев, галерей?

Да, это важно. Но самое главное влияние, на мой взгляд, оказывает семья, та атмосфера, которая царит дома, увлечение родителей, их друзья, интересы.

Наш город в период перестройки был сложным и опасным местом, где даже действовал одно время режим суровых ограничений. После 18.00 дети не могли находиться на улице без сопровождения взрослых.

С 5-го класса я стал учиться в Сумской детской художественной школе. Там был другой мир, мастерские, учителя, которые дали мне очень многое, много труда, много новых знаний.

Существует мнение, что детей не надо учить живописи, чтобы не убить собственный стиль и не навязать ненужных норм в искусстве? Согласен с этим?

Художник, который хочет стать профессионалом, должен учиться. Это множество часов напряжённого труда. С определенного возраста учиться академической живописи обязательно.

После Сумской художественной школы я закончил Киевскую республиканскую художественную школу имени Т. Г. Шевченко, занял 1 место на конкурсе «Новые имена Украины». Но для того, чтобы поступить в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры, на факультет живописи, этого было недостаточно.

Я полгода брал уроки у А. Титова, приезжая в Киев из Сум на два дня каждую неделю. Часто не знал, где буду ночевать, днем бродил по Киевским музеям и галереям, а вечером шел на курс художника. Он очень много мне дал.

Как долго нужно учиться на художника? Много ли твоих однокурсников остались в сфере искусства?

В академии я учился 6 лет. Практически все мои однокурсники работают в искусстве. Дело в том, что необходимо приложить титанические усилия, чтобы выучиться, так что в академию шли только люди, предназначение которых было определено.

Как художник может жить со своего творчества?

Раньше художник должен был оббивать пороги галерей в надежде, что кто-то захочет выставить его работы. Печататься в каталогах. Искать заказы.

Сейчас все стало значительно легче, с одной стороны. Можно продвигать себя самостоятельно в интернете через сайт, международные аукционы, блоги. С другой стороны, художник становится в какой-то степени маркетологом, это отнимает большую часть времени, которую хотелось бы посвятить творчеству.

Илья, меня удивляет, что ты пишешь в разных направлениях: пейзажи, портреты, абстракции, графика. Я думала, художник предпочитает одну, близкую ему тему.

Настоящий профессионал должен уметь написать все. Если будет заказ нарисовать натюрморт с красной скатертью и зеленой вазой, множеством других деталей, которые пропишет заказчик, профессионал выполнит этот заказ, и он будет на высоком уровне.

Именно это отличает его от аматора.

Конечно, есть разные периоды, когда предпочитаешь писать что-то определенное.

Ты меня удивил! Неужели есть такие точные заказы?

Заказы бывают самые разнообразные. Иногда только предварительное общение с потенциальным заказчиком происходит полгода. Бывает, человек точно знает, что хочет видеть на картине, а иногда мы вместе ищем это.

А какой вид живописи у тебя самый любимый сейчас?

Когда пишу пейзажи, я больше всего чувствую себя в потоке, моя душа отдыхает. Иногда я пытаюсь словить какое-то состояние в природе, которое бывает очень короткий период, поэтому некоторые картины пишутся годами.

Одно время я жил в Ливане, полгода, работал над большим заказом. В короткие перерывы я шел на пленэр и писал ливанские пейзажи. Там совершенно другое солнце, воздух, краски природы.

 

Какие страны еще вдохновляют? Где бы еще хотел поработать?

Я мечтаю попутешествовать по миру. Увидеть и запечатлеть Индию, Грецию, Грузию, Италию. И особенно – Испанию. Надеюсь, когда закончу с домом, смогу это осуществить.

Художники – по жизни более свободные люди?

Мне кажется, природа у всех людей одинаковая, мы все можем что-то творить, в каждом из нас заложен созидательный талант. Просто некоторые люди находят удачную форму существования, за которую держатся всю жизнь. Боятся попробовать себя в чем-то другом из-за страха потерять какие-то материальные блага. На самом деле существует множество возможных сценариев нашей жизни, которые мы не можем предугадать.

Как рождаются идеи для картин?

Идеи приходят в голову в готовом виде. В такие минуты нужно постараться быстро сделать эскиз, запечатлеть первую идею. А дальше к идее подбираешь натуру, складываешь из кусочков. Иногда это длительный процесс, но если идея прочно поселилась в голове, она рано или поздно будет реализована.

Покупают ли твои картины обычные люди, не эксперты в области искусства?

К сожалению, редко. Это самое грустное. Если заглянуть в гости к среднему английскому фермеру, увидите, что его стены завешаны картинами. Не только антиквариатом, который достался ему от прабабушек, но и современным искусством. Они покупают картины, понимают ценность. Наши люди чаще увешивают стены фотографиями, постерами, китайскими подделками. И вопрос не в цене. Скорее, в советский период утрачены традиции, определенный культурный код.

А какой покупатель запомнился больше всего?

Наверное, министр обороны Китая Ху Цзиньтао. Он купил пейзаж украинской природы. После этого меня пригласили в Пекин. Национальный Музей Китая приобрел в свою коллекцию мою картину «Троянский конь». Это очень интересная и одна из любимых моих работ.

Тебе нравится жить в Буче?

Да, очень. Мне кажется, Буча притягивает интеллигенцию. Здесь много моих коллег, деятелей искусства.

То есть, ты счастливый человек?

Я счастлив, что живу так, как сам выбрал. Что смог построить дом. Мне повезло с учителями, я учился у лучших. Жизнь художника – это книга, где собрано много интересных рассказов. И никогда не знаешь, каким будет следующий.

Познакомиться с творчеством Ильи Ярового можно на сайте http://www.yaravoygallery.com/IlayJaravoj/ru.php